Результаты фундаментальных исследований филиала за 2022 год
В 2022 году филиал вёл работу по направлениям Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 – 2030 годы).
5.1 Философия
Изучение мировоззренческих и философских мировых систем в их динамике:
На основании реконструкции концепции права П.А. Сорокина по его ранним работам рассмотрен кризис современного состояния права как элемента более широкой социальной системы, выявлен эвристический потенциал сорокианской концепции при диагностике текущего кризиса и определении вектора выхода из него (Пономарёв А.М.);
Проанализирована философско-политическая полемика между богословом Э. Петерсоном и правоведом К. Шмиттом по поводу понятия «политическая теология», сделан вывод, что аргументация Шмитта основывается на тезисе о тотальности политического, которое вращается вокруг понятия «враг и друг» – это находит своё отражение у Петерсона в виде теологического решения, устанавливающего различие между еретиком и ортодоксом, которое сохраняет свой догматический характер только при условии осуществлённой политической нейтрализации, но становится политически мотивированной (с делением на друзей и врагов), когда борьба между позициями достигает предельной степени интенсивности и оборачивается экзистенциальным противостоянием (Яркеев А.В.).
Философское обоснование цивилизационной безопасности Российской Федерации, опирающейся на долговременную стратегию развития собственного цивилизационного проекта и разработку проекта глобализации как всечеловеческого содружества культур:
Дан анализ политико-географического понятия «геоконцепт» в контексте межстрановой политики, проанализирован геоконцепт «финно-угорский мир» в сравнении с геоконпетом «тюркский мир»; показана историко-культурная и политико-конъюнктурная нагруженность геоконцепта, связь его интерпретации с наличием моно- или полицентричности в организации его дискурса, наличием/отсутствием стратегии «мягкой силы» у заинтересованного центра, его положительная и/или отрицательная роль в формировании и развитии этнической идентичности малых этносов России (Пономарёв А.М.).
5.3 Юридические науки
Трансформации и сближения форм права:
Проанализирована юридическая система как автономная социальная система, которая носит дискурсивный характер, предполагающий логически оформленную рациональность, и использует собственный код – принцип права, понимаемого как равная мера прав субъектов и их равенство; его логической моделью выступает модель трансцендентального субъекта. Для успешного функционирования системы её принцип должен быть вынесен вовне – право вынесено в сферу политического и воплощено в форме конституции, что позволяет юридической системе сохранять этическое измерение (Пономарёв А.М.).
Проблемы демократии в глобализирующемся мире:
Рассмотрены основные угрозы демократии, которые возникли в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий, предложены способы борьбы с этими угрозами (Шавеко Н.А.).
Повышение роли государства как регулятора интеграционных и модернизационных процессов с учётом национальных интересов, исторических и культурных традиций:
Проанализированы причины повсеместной отмены телесных наказаний на протяжении XIX-XX вв.; сформулирован тезис, что появление телесных наказаний (и смертной казни) было связано с усилением государственной власти и узурпацией ею полномочий решать вопросы жизни и смерти, а исторический процесс их отмены, как правило, связан с тремя главными контрдоводами: неэффективность, невозможность пересмотра, негуманность; при этом существует связь тенденции к отмене телесных наказаний (и смертной казни) со стремлением ограничить злоупотребления государственной власти. Выявлена особая нормативная роль уголовно-правового принципа гуманизма и особое понимание человеческого достоинства, к которому он отсылает, сделан вывод, что гуманизм как особое отношение к человеческому телу не имеет прямой связи с критериями справедливого наказания (Шавеко Н.А.).
Дальнейшее развитие предпринимательского права с опорой на идеи корпоративного права:
Проанализированы моральные аспекты основных начал договорного права, с их позиции осмыслены основания признания сделок недействительными, изменения и расторжения договоров, ограничений свободы договора, закреплённые в действующем гражданском законодательстве (Шавеко Н.А.).
5.4 Политические науки
Выявление закономерностей морально-политической регуляции современных обществ в национальном и глобальном аспекте:
На основе подходов П. Рикёра и А. Асман выявлены особенности культуры памяти как воспитательного проекта в России, определяется соотношение понятий «историческая политика» и «мемориальная культура» – первая понимается как «спускаемая сверху» вторая. Показано, что вариативность ответа на вопрос «как помнить» порождает вариативность ответа на вопрос «что помнить?», выявлено, что субъектом воспитательного проекта является не только государство, но и общество – это позволяет обновить «функциональную» память и дополнить «накопительную» память, опираясь на семейную память членов общества (Рубцова В.Ю.);
Изучены проблемы, связанные со справедливым завершением войны (jus post bellum), показано, что в современной литературе по военной этике отсутствует даже чёткая постановка данного предмета, не говоря уже о широком консенсусе относительно конкретных моральных вопросов, что отличает указанный раздел теории справедливой войны; сформулировано три группы вопросов, которые различными авторами поднимаются под рубрикой jus post bellum: когда следует прекратить военные действия, кто должен понести ответственность за военные преступления, как гарантировать мир и безопасность на будущее после завершения войны. Также рассмотрен феномен гражданского неповиновения с точки зрения его моральной и политической оправданности: зарубежные политические теоретики выделяют такие критерии его допустимости, как крайняя необходимость, вероятность успеха, соразмерность, правильный мотив, условно коммуникативный характер, публичность и ненасильственность акции, готовность понести за неё наказание. В рамках критического осмысления указанных взглядов сформулирована позиция, что лишь крайняя необходимость и соразмерность являются убедительными критериями допустимости гражданского неповиновения: правильный мотив и условно коммуникативный характер – его признаки, а ненасилие, публичность и готовность принять наказание - проявления коммуникативной направленности (Шавеко Н.А.);
Обосновано, что биополитическая парадигма государственного управления сформировала принципиально новый тип общественного договора, ставящего в обоюдную зависимость власть и опекаемое ею население. Баланс интересов нашёл выражение в форме социального государства, обеспечивающего населению выгоды, сопряжённые с допуском к участию в экономической и политической жизни, однако непреднамеренным долгосрочным последствием этого стало прогрессирующее падение продуктивности властных инвестиций в население в рамках сложившегося status quo; нарастающие требования населения, ждущего от власти всё большей заботы о себе, отражают тенденцию к потребительской «революции снизу» (Яркеев А.В., Попов Д.В.).
Расширение компаративистских исследований и разработка исторических аспектов политических процессов:
Проанализирован генезис понятия политической теологии, начиная с античности, посредством экспликации ключевых позиций, повлиявших на его внутреннюю смысловую динамику и концептуальное развитие; сделан вывод, что все ключевые социально-политические категории и оппозиции, лежащие в основе структурно-символического порядка светского общества, так или иначе связаны с теолого-политической проблематикой. В теоретико-методологическом отношении политическая теология понимается как способ размышления об основах власти в современных обществах, символические структуры которых, отвечающие за фундамент социального порядка, разрушаются и переживают кризис легитимности, инициируя стремление к трансцендентности, воплощённой в новых формах власти. Далее, обосновано, что источником идеи о взаимосвязи чрезвычайного положения и необходимости являются потребности человеческого тела, безусловная настоятельность которых оказывается исходным пунктом политического образования. Возникшая в античном мировоззрении система взглядов на государство как на некое тело получила развитие в средневековой цивилизации – возникло понятие «политическое тело», в рамках которого происходило осмысление ключевых общественно-политических отношений; сочетание аристотелевской концепции о вечности мира с укреплением абсолютной власти суверена и практическими нуждами привело к идее постоянного государства с постоянными потребностями, требующими удовлетворения для его самосохранения – эта новая государственная рациональность приобрела форму биополитики (Яркеев А.В.).
Изучение политических медиакоммуникаций в условиях цифрового общества:
Разработаны методологические и теоретические вопросы изучения онлайн-сообществ открытых групп в социальных сетях, сформирована математическая модель, позволяющая оценивать уровень интеграции сообществ мобилизационного типа и прогнозировать её динамику. Особое внимание уделено вопросам интеграции социологических методов изучения сообществ (качественных и количественных) с математическими и методами сетевого анализа, делается акцент на проблемах и ограничениях в их использовании. Проанализированы принципы типологии сообществ, вопросы их жизненного цикла, особенности лидерства и реализации информационной и мобилизационной функции в них (Сабурова Л.А., Пономарёв А.М., Благодатский Г.А., Эстрина Ю.Ю.);
Исследовано соответствие понятийного аппарата социологической науки описанию трансформации социального в результате проникновения цифровых технологий в повседневные взаимодействия; постулирована нерелевантность попыток определения новой версии социальности как «искусственной» или «естественной» – в качестве более продуктивной метафоры предложен термин «гибридность» (Сабурова Л.А.).
Осмысление влияния интеллектуальных систем (в том числе искусственного интеллекта) на современную политическую теорию, политическое сознание и военную политику стран:
Продемонстрировано, что внедрение новых технологий коммуникации, являющихся средой функционирования искусственного интеллекта, ведёт к изменению структуры социального действия: его рационально-волюнтаристский тип уступает ведущее положение алгоритмическому. В качестве предпосылок решения проблем, порождаемых внедрением этих технологий, предложен анализ перспектив формирования распространённого социального субъекта на базе технологических коммуникативных платформ (Пономарёв А.М.).