УДК 1(091):255.2:257

Матвейчев О.А.
Гиперборейский вопрос в XIX–XX веках // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН.– 2018.– Т. 18. Вып. 3.– С. 67-85.

В статье изучается история гиперборейского вопроса, после столетнего перерыва заново вставшим перед мыслителями конца XIX–XX в. Обращение к нему инициировано так называемой арктической гипотезой происхождения цивилизации. Гиперборейский вопрос рассматривается в широком историческом и политическом контексте в связи с самыми различными течениями гуманитарной мысли, что является новым для отечественной науки. Показана связь между массовым всплеском интереса к гиперборейской проблематике и состоянием общественного сознания в рассматриваемую эпоху.
Критическому анализу подвергнуты концепции Ж. Байи, У. Уоррена, Б. Г. Тилака, Е. П. Блаватской, Г. фон Листа, Й. Либенфельса, Р. фон Зеботтендорфа, Г. Вирта, О. Рана, Р. Генона, М. Серрано, общим для которых было не только постулирование существования в древности северного палеоконтинента, где находился «изначальный Эдем» человечества, но также и выборочное использование научных данных, применение интуитивного анализа вместо научной методологии, игнорирование отсутствия связи «гиперборейской цивилизации» с какой-либо известной археологической культурой. Несмотря на достигнутые авторами существенные общезначимые результаты в области истории культуры, лингвистики, этнографии, широкое использование их работ для решения практических задач текущей политики привело к маргинализации гиперборейской тематики в научном мире.
Между тем академическая наука XIX–XX вв. весьма обстоятельно изучила ряд отдельных проблем, связанных с гиперборейской тематикой, в том числе вопросы географической принадлежности северных народов в «Аримаспее» и поиска путей гиперборейских дароносиц, происхождения культа Аполлона, связываемого с Севером Ойкумены. Так, сообщения Геродота, касающиеся Гипербореи, были подтверждены новыми данными археологии. Значительные результаты были получены классическими филологами и историками философии в области изучения античных свидетельств о Гиперборее, а также наследия Аристея и Абариса – мыслителей, связавших греческую традицию с дальним Севером. Расширить контекст толкований их учений позволили открытия в области антропологии и этнографии.

Abstract. The article explores the ways of developing the Hyperborean problem, which was brought up anew after one-hundred-year break by the thinkers of the late XIX–XX century in connection with the appearance of so-called Arctic hypothesis of the origins of civilization. The Hyperborean problem is examined in a broad historical and political context in connection with the most diverse trends of humanitarian thought, which are new for the Russian science. A connection is shown between the mass surge of interest in the Hyperborean problematics and the state of public consciousness in the epoch in question.
Critical analysis of the concepts of J. Bailly, W. Warren, B. G. Tilak, E. P. Blavatsky, G. von List, J. Liebenfels, R. von Sebottendorf, G. Wirth, O. Rahn, R. Guénon, M. Serrano is given. Not only the postulating of the existence in the antiquity of the northern paleo-continent, where the “original Eden” of mankind was located is common to them, but also the selective use of scientific data, the use of intuitive analysis instead of scientific methodology, ignoring the lack of connection of the “hyperborean civilization” with any known archaeological culture. Despite the significant results achieved by the authors in the field of the history of culture, linguistics, and ethnography, the widespread usage of their works to solve the practical and political problems has led to the marginalization of the Hyperborean theme in the scientific world.
Meanwhile, the academic science of the XIX–XX centuries thoroughly studied a number of individual issues related to the Hyperborean problem. Among them was the question of the geographic belonging of the northern peoples in the Arimaspea and the ways of the Hyperborean gift-givers, the origin of the cult of Apollo associated with the North of the Oecumene. A number of Herodotus's reports concerning Hyperborea was confirmed by new data of archeology. Significant results were obtained by classical philologists and historians of philosophy in the study of ancient evidence of Hyperborea, as well as the legacy of Aristeus and Abaris, thinkers who linked the Greek tradition to the distant North. Discoveries in the field of anthropology and ethnography allowed expanding the context of the interpretation of their teachings.
Полный текст>>