Идея «живого знания» всеединства С.Л. Франка в контексте трансцендентально-феноменологических исследований основания сознания
УДК 165.12
Рябушкина Т.М. Идея «живого знания» всеединства С.Л. Франка в контексте трансцендентально-феноменологических исследований основания сознания // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2018. Т. 18. Вып. 3. С. 47-66. DOI: 10.17506/ryipl.2016.18.3.4766.
Работа посвящена ответу на вопрос о возможности реализации феноменологического проекта осмысления сознания в качестве единственной основы конституирования всего содержания человеческого опыта. На пути к цели философии – ясному пониманию самого себя как субъективности, функционирующей в качестве первоисточника, – Э. Гуссерль продвигается от описания непосредственно данных вещей и смыслов, составляющих «жизненный мир» познающего, к анализу все более глубоких слоев сознательного опыта, из которых каждый следующий является условием возможности конституирования предыдущего. При этом в поздний период своего творчества философ сталкивается с невозможностью объяснить на имманентной сознанию основе появление первичных гилетических конфигураций, определяющих существование единого абсолютного потока сознания (единства первичных впечатлений, ретенций и протенций). Анализ пассивного синтеза приводит к столкновению с действительно иным по отношению к сознанию, а не только с тем, что синтезируется без активного участия эго и поэтому представляется ему иным. Инаковость по отношению к сознанию парадоксальным образом не мешает исходным единствам играть ключевую роль в организации сознания, определяя структуру «живого настоящего».
Открытие Гуссерлем того, что глубинные формы связывания обусловлены рецепцией базисных связей, не являющихся результатом работы сознания, позволяет сопоставить его идеи с идеями С.Л. Франка. Русский философ утверждает, что почва, на которой возникают «трансцендентные объекты», есть не сознание, а «конкретно-сверхвременное всеединство» как абсолютное бытие, возвышающееся над противоположностью между имманентным сознанию и трансцендентным; вне отношения к всеединству сознание было бы невозможно.
Как показывает автор, признание зависимости сознания от иного, оказывающееся неизбежным в рамках каждого из двух рассмотренных подходов к исследованию сознания, открывает возможность решения при помощи трансцендентально-феноменологического метода проблемы структурообразующих оснований сознательного опыта
Abstract. The article deals with the question of the possibility of implementing phenomenological project, which is aimed at understanding of the whole content of experience constituted by consciousness. To achieve the goal of transcendental philosophy – a clear understanding of oneself as the subjectivity functioning as primarily source – E. Husserl moves from description of things of the intuited surrounding world (life-world) to the analysis of successively lower layers of the sense accomplishments. In doing so, he faced the impossibility to describe how the primal hyletic configurations that determine the unity of the absolute flow of consciousness form in the process of passive genesis. Husserl’s analyses of passive synthesis points to the openness of consciousness to alterity. The “alterity” of original unities means that they not only do not require the ego’s activity, and therefore seem to be alien to consciousness, but are really alien to it. Paradoxically, while being other to consciousness, primordial unities play a key role in its organization, making possible the structure of the “living present”.
Husserl’s account of consciousness as receptive to what is alien to consciousness creates a basis for comparing his ideas with the ideas of S. L. Frank. The Russian philosopher argues that a foundation of “transcendental objects” is a “concrete super-temporal all-encompassing unity” as absolute being, outside the relation, to which consciousness would be impossible. The article proves that the recognition of dependence of consciousness on the pre-conscious layer of subjectivity opens the way of solving the problem of the structure-forming grounds of conscious.