УДК 342.4

Семитко А.П.
О приоритете прав и свобод человека как правовом принципе либерализма в российской и зарубежной литературе // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2017.– Т. 17. Вып. 1.– С. 83-105.

В статье рассматривается отношение к концепции приоритета прав и свобод человека как важного правового принципа либерализма в российской и зарубежной юридической литературе и конституционном законодательстве. Критически анализируется подход, отвергающий наличие данной концепции в рамках либеральной теории, а также отрицающий высшую ценность или приоритетность прав и свобод человека в целом, то есть и в теории, и на практике. Обсуждается понимание мировых стандартов демократии и либерализма в российской и зарубежной литературе. Отмечается, что идея приоритета прав человека заложена в фундамент либерализма и связана как с достоинством и свободой личности, так и с другими идеями, например идеями естественного права, правового государства и верховенства права. Подчеркивается, что приоритет прав человека не имеет ничего общего с абсолютизацией и гипертрофией этих прав. Последние противопоставляются не интересам общества, а полномочиям государственного аппарата. Если отрицать или даже просто не защищать приоритет прав человека, то не остается ничего другого, как утвердить приоритет государственной власти и ее представителей – государственных служащих. Любая государственная власть, в том числе и демократическая, должна быть ограничена правами человека, которые и оказываются в таком случае выше, важнее и приоритетнее ее. Государство – это средство для защиты прав человека, которые, будучи целью (И. Кант), являются главным, ведущим, приоритетным началом в этой паре категорий. Средство, хотя оно и крайне необходимо для достижения цели, всегда есть нечто вторичное, подчиненное, обладающее порой, как в случае с государством, значительной силой, от которой нужно защищать отдельного индивида, что и полагает одной из своих задач либерализм. Либерализм говорит о первичности индивида по отношению именно к государству, а не к обществу, что часто путают в российской литературе, когда критикуют формулу о приоритете прав человека перед государством, приписывая ей то, что она противопоставляет индивида обществу, а не государству. Государственная власть, даже демократическая, не выполняет свою миссию по защите прав человека автоматически: гражданское общество должно быть достаточно зрелым, чтобы стимулировать эту деятельность государства.
Рассматривая отношение Запада к идее прав и свобод человека и их приоритетности, автор поясняет, почему об этой идее сегодня не говорят там так много, как, например, в российской политико-правовой литературе.

Abstract: The article is devoted to the relations to the concept of a priority of rights and freedoms of the person as a major legal principle of liberalism in the Russian and foreign legal literature. The approach rejecting availability of this concept within the liberal theory, and also denying the supreme value or priority of the rights and freedoms of the person in general that is both in the theory, and in practice is critically analyzed. The understanding of the international standards of democracy and liberalism in the Russian and foreign literature is discussed. It is noted that the idea of a priority of human rights lies in the base of liberalism and it is connected both with advantage and personal freedom, and with other ideas, for example, the ideas of the natural right, the constitutional state and supremacy of law. It is emphasized that the priority of human rights has nothing in common with absolutization and a hypertrophy of these rights. The last are contrasted not with interests of society, but powers of the state apparatus. If to deny or it is even simple not to protect a priority human rights, then there is no nothing else left how to approve a priority of the government and its representatives – government employees. Any government including democratic, shall be limited to human rights which are in that case higher, more important and more priority than it. The state together with the individual is means for human rights protection which, being the purpose (I. Kant), are the main, leading, priority beginning in this couple. Means it though is extremely necessary for goal achievement, but it always is something secondary, subordinate, possessing a time as in a case with the state, significant force from which it is necessary to protect the certain individual as puts one of the tasks liberalism. Liberalism speaks about primacy of the individual on the relation to the state, but not to society that is often confused in the Russian literature, criticizing a formula about a priority of human rights before the state attributing by it of the fact that it contrasts the individual with society, but not the state. The government, even democratic, doesn't carry out the mission for human rights protection “automatically”: civil society shall be rather mature “to stimulate” these activities of the state.
Considering the West attitude towards the idea of the rights and freedoms of the person and their priority, it is noted why today don't tell about this idea there very much as, for example, in the Russian political and legal literature.
Полный текст>>