УДК 141.82

Сейерс Ш.
Идея коммунизма // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН.– 2017.– Т. 17. Вып. 1.– С. 7-20.

Современный марксистский подход к анализу коммунистической альтернативы глобальному капитализму не является утопическим, но в то же время выходит за рамки традиции «научного коммунизма». С точки зрения Маркса, коммунизм представляет собой исторический этап будущего, который не возникает ex nihil, а является закономерным продуктом эволюционных (количественных) и революционных (качественных) трансформаций капитализма, обусловленных социальными и экономическими противоречиями. Современные же марксисты (А. Бадью, Л. Альтюссер, Д. Бенсаид), напротив, считают, что коммунизм является абсолютным «разрывом», «внезапным событием», которое не имеет никаких причин в прошлом. Более того, само будущее коммунизма не выступает у них закономерным итогом имманентного развития капитализма, а представляет собой только лишь некий «коммунистический горизонт». Автор показывает, что качественные – революционные – изменения не являются абсолютными, тотальными, внезапными и самопроизвольными разрывами, как представляют их Бадью, Альтюссер и др. Вслед за Марксом он утверждает, что эти изменения не возникают из ниоткуда. Напротив, есть сущностная связь между последовательной, количественной фазой развития и революционным, качественным прорывом, который и является ее итогом. Имеют место как непрерывность, так и дискретность. Революционный перелом может вполне казаться внезапным и непредсказуемым, но он никогда не случается совершенно неожиданно. Хотя капитализм находится в кризисе, сейчас нет никаких признаков наличия тех сил, которые, как полагал Маркс, привели бы к его свержению и создали бы новое общество. Капиталистический мир продолжает раскалываться противоречиями, описанными Марксом, что, несомненно, приведет в итоге к появлению сил, которые его упразднят и создадут социалистическую форму общества. Автор не может доказать или продемонстрировать это, поскольку сейчас нельзя указать на силы, которые необходимы для того, чтобы эта альтернатива была создана. В силу вышесказанного, по существу, это дело веры: веры в коммунизм. Но здесь не просто слепая вера, проявляющая себя в понятии внезапного революционного события Бадью и его дематериализованной идеи коммунизма. Вера, присущая марксизму, сильно отличается от такой веры. Марксистская вера в коммунизм – это убеждение, что коммунизм не чистая идея, но действительная тенденция самой истории. Это убеждение основывается на марксистской теории истории и соответствующем анализе сил, действующих в капитализме.

Abstract: The modern Marxist approach to the analysis of the Communist alternative to global capitalism is not utopian, but at the same time goes beyond the tradition of “scientific communism”. From the point of view of Marx, communism is a historical stage of the future, which does not arise ex nihil and is a natural product of evolutionary (quantitative) and revolutionary (qualitative) transformations of capitalism due to the social and economic contradictions. Modern Marxists (A. Badiou, Althusser L., D. Bensaid), in contrast, believe that communism is the absolute “break” (“rupture”), a sudden “event” which has no causes in the past. Moreover, the future of communism for them is not a natural result of the immanent development of capitalism, and represents only a “Communist horizon”. The author shows that the qualitative – revolutionary – changes are not absolute, total, sudden and spontaneous ruptures, as they represent Badiou, Althusser, and others. They do not arise out of nowhere. On the contrary, there is an essential connection between consistent, quantitative phase of the revolutionary, high-quality breakthrough, which is its outcome. There is continuity as well as discontinuity. A revolutionary break may well seem sudden and unexpected, but it is never entirely unheralded. Although capitalism is in crisis, there is no sign of the forces Marx believed would bring about its overthrow and create a new society. The capitalist world is still riven by the contradictions that Marx describes, and these will surely lead eventually to the emergence of forces that will abolish it and create a more socialist form of society. The author cannot prove or demonstrate it, because now is not the time to point out the forces that are necessary if the alternative will be created. It is, therefore, ultimately a matter of faith: faith in communism. But this is not the mere blind faith implied by Badiou’s notion of a sudden revolutionary “event” and his dematerialised “idea of communism”. The faith involved in Marxism is very different. It is the belief that communism is not a mere `idea’ but the actual tendency of history itself. This belief is grounded in the Marxist theory of history and its analysis of the forces at work in capitalism.
Полный текст>>