Наука, этика и общество: Дьюи и прагматистское исследование расследование (перевод В.М. Ефимова)
УДК 165.741
Гаррета Г. Наука, этика и общество: Дьюи и прагматистское исследование расследование (перевод В.М. Ефимова) // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2015. Т. 15. Вып. 3. С. 5-30.
Неужели мы обречены на стерильную дихотомию между этическим разумом и разумом инструментальным и на выбор между их (невозможной) кооперацией и их (конфликтной) субординацией? Прагматистское течение в теории познания как философии действия, оставаясь верным экспериментальному духу модерна, принципиально оспаривает релевантность, необходимость, или даже реальность такого различия. Статья сначала дает краткий синтез прагматистской позиции в философии, а затем указывает, каким образом Джон Дьюи отражает поведение, и в частности рациональное поведение, в терминах исследования-расследования, очерчивая контуры прагматистской концепции рациональности. Третий раздел рассматривает возражение морального релятивизма, часто формулируемого против теорий рациональности, чем ставится под сомнение идея трансцендентных оснований и происхождения стандартов оценки действий. Наконец, в четвертом разделе статьи теория исследования-расследования и этот эскиз прагматистской этики использованы для уяснения природы и определенных условий возникновения «общественностей» как общественно-политических инстанций, необходимых для демократического контроля установок и решений в современных обществах.
Abstract: Are we condemned to the sterile dichotomy between ethical reason and instrumental reason, and to the alternative of their (impossible) cooperation or their (conflicting) subordination? In the theory of knowledge as philosophy of action, the pragmatist school, while remaining faithful to the experimental spirit of modernity, fundamentally challenges the relevance, necessity or even the reality of such a distinction. First, the article proposes a short description of the pragmatist attitude in philosophy, and then it specifies how John Dewey meant to consider the conduct and the intelligent conduct in particular in terms of situational inquiry by tracing the outlines of a pragmatist conception of rationality. The third section considers the objection of moral relativism often made against theories of rationality, thus questioning the idea of transcendent foundation and origin of evaluating standards of actions. Finally, the theory of the inquiry and the outline of a pragmatist ethics are put in use in a fourth section to clear the nature and certain conditions of the emergence of “publics”, sociopolitical bodies needed to control democratic orientations and decisions in contemporary societies.
Дьюи, прагматизм, ситуация, исследование-расследование, рациональность как ситуативное исследование-расследование, прагматистская этика, рефлексирующие сообщества
Dewey, pragmatism, situation, inquiry, rationality as situational inquiry, pragmatist ethics, reflexive publics