2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007
Историческая справка
Кадровый состав института
Основные направления научных исследований
Дирекция
Ученый совет
Совет молодых ученых
Сотрудники
Локальные  акты
Вспомогательные подразделения института
Контактная информация
Наука и университеты
Статус (главное)
Биография (в основных датах)
Биография (в избранных фотографиях)
Библиография (в избранных произведениях)
Литература и фильмы о С.С. Алексееве  (краткий библиографический список)
Признание и память (отдельные события и факты)
Отдел права
Отдел философии
Удмуртский филиал по исследованию проблем этнополитики и государственного строительства
Лаборатория социально-политических коммуникаций
Сектор теоретической лингвистики и академических коммуникаций
Сектор истории и философии науки
Кафедра философии
Кафедра иностранных языков
Объявления
Информация для поступающих в аспирантуру
Информация для аспирантов
Кандидатские экзамены
Нормативно-правовая база подготовки научно-педагогических кадров РФ
Нормативно-распорядительные документы ИФиП УрО РАН
Научно-педагогический состав
Список аспирантов
Личный кабинет
Нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Прочие документы
Планируемые и проведенные в Институте
Конференции по направлениям
Поиск по конференциям
Планируемые и проведенные в 2024 году
Проведенные в 2023 году
Проведенные в 2022 году
Проведенные в 2021 году
Проведенные в 2020 году
Проведенные в 2019 году
Проведенные в 2018 году
Проведенные в 2017 году и ранее
Доклады наших сотрудников
Полезные ссылки
Семинары по направлениям
Поиск по докладчикам
Поиск по семинарам
Планируемые семинары
Ближайшие и проведенные в 2024 году
Проведенные в 2023 году
Проведенные в 2022 году
Проведенные в 2021 году
Проведенные в 2020 году
Проведенные в 2019 году
Поиск по авторам
Поиск по публикациям
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 и ранее
2024
О журнале
Поиск по авторам
Поиск по статьям
2024  Том 24
2023 Том 23
2022 Том 22
2021 Том 21
2020 Том 20
2019 Том 19
2018 Том 18
2017 Том 17
2016 Том 16
2015 Том 15
2014 Том 14
2013 Том 13
2012 Вып. 12
2011 Вып. 11
2010 Вып. 10
2009 Вып. 9
2008 Вып. 8
2007 Вып. 7
2005 Вып. 6
2004 Вып. 5
2003 Вып. 4
2002 Вып. 3
2001 Вып. 2
1999 Вып. 1
О журнале
Поиск по авторам
Поиск по статьям
2024 Вып. 24
2023 Вып. 23
2022 Вып. 22
2021 Вып. 21
2020 Вып. 20
2019 Вып. 19
2018 Вып. 18
2017 Вып. 17
2016 Вып. 16
2015 Вып. 15
2014 Вып. 14
2013 Вып. 13
2012 Вып. 11-12
2010 Вып. 9-10
2009 Вып. 8
2007 Вып.7
2006 Вып. 6
2005 Вып. 5
2004 Вып. 4
2003 Вып. 3
2002 Вып. 2
2001 Вып. 1
О библиотеке
Поиск поступлений
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 и ранее
Система электронных библиотек (ИФП)
Издательства
Журналы
Другие библиотеки
Научные фонды
 
 Антиномии / Философский смысл картины мира постнеклассической науки  Версия для печати   Карта сайта     Language По-русски По-английски
 
О журнале
Поиск по авторам
Поиск по статьям
2024 Том 24
2023 Том 23
2022 Том 22
2021 Том 21
2020 Том 20
2019 Том 19
2018 Том 18
2017 Том 17
2016 Том 16
2015 Том 15
2014 Том 14
2013 Том 13
2012 Вып. 12
2011 Вып. 11
2010 Вып. 10
2009 Вып. 9
2008 Вып. 8
2007 Вып. 7
2005 Вып. 6
2004 Вып. 5
2003 Вып. 4
2002 Вып. 3
2001 Вып. 2
1999 Вып. 1

Философский смысл картины мира постнеклассической науки

УДК 167+172

Бряник Н.В.
Философский смысл картины мира постнеклассической науки // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. Т. 14. Вып. 4. С. 5-21.

В статье рассмотрен новейший этап в развитии науки. Это постнеклассиче-ская наука. Автор анализирует основания и необходимость введения данного кон-цепта в современной философии науки. Постнеклассическая стадия связана с ре-волюционными изменениями в развитии науки современного типа, которые нача-лись со второй половины ХХ в. Одним из критериев становления нового этапа в развитии науки являются существенные изменения в научной картине мира. Об-ращение к научной картине мира позволяет выявить философский смысл ради-кальных перемен, происходящих в отношении человека к миру. Признание плю-ралистичности мира совмещается с синергетическими идеями, придающими це-лостность постнеклассической картине мира. В качестве фундаментальных поло-жений постнеклассической картины мира в статье рассмотрены следующие прин-ципы. Принцип системности, связанysq с исследованием динамических систем, ко-торым присущи пластичность и поведение. Принцип функционирования – базируется на идее необратимости и особой трактовке эволюции, включающей самоорга-низацию, а также механизмы флуктуации и бифуркации. Принцип детерминиро-ванного хаоса как новый подход в понимании основополагающего для науки прин-ципа причинности представлен механизмами взаимоперехода хаоса и порядка. Постнеклассическая картина мира включает новую концепцию времени; она свя-зана с открытием, в противовес внешнему времени, внутреннего времени системы, запечатленного в среднем возрасте ее состояния. Важнейшим основоположением данной картины мира является признание универсальности информации, а также особым образом понятый антропный принцип. Обосновано определенное сходство антропного принципа постнеклассической науки с идеями русского космизма. Исходной моделью в постнеклассической картине мира становятся живые либо социальные и гуманитарные системы. Это определяет основополагающую роль идеи самоорганизации в постнеклассической науке и объясняет отождествление ее с синергетической картиной мира.

Аbstract: The article considers the latest stage of the development of science – the post-non-classical science. The post-non-classical stage is connected with the revolutionary changes in the development of modern science, which began in the second half of the XX century. One criterion of the formation of a new stage is the scientific picture of the world. The appeal to a world scientific picture allows revealing the philosophical meaning of the radical change in the individual’s attitude towards the world. Recognition of the plurality of the world is combined with the synergetic ideas, which provide integrity of the post-non-classical picture of the world. The article considers the following principles as fundamental statements of the post-non-classical picture of the world: the systemic principle, which is connected with the research of dynamic systems with plasticity and inherent behavior; the principle of functioning, which is based on the idea of irreversibility and the evolution including self-organization, fluctuation and bifurcation mechanisms; the principle of determined chaos (as the new kind of causality), which is presented by mechanisms of mutual transition of chaos and order. The post-non-classical picture of the world includes the new concept of time. It is connected with the opening of internal time imprinted in the middle age of the system condition. The most important statement concerning the world picture is the recognition of the universal information, as well as the anthropic principle. Living, as well as social and humanitarian systems, becomes the initial model in the post-non-classical picture of the world. This fact defines fundamental role of the idea of self-organization in the post-non-classical science and explains its identification with the synergetic picture of the world.

Классическая/неклассическая/постнеклассическая наука; динамические системы; информация; внешнее/внутреннее время; антропный принцип; детерминированный хаос; самоорганизация
Classical/non-classical/post-non-classical science, dynamic systems, information, external/internal time, anthropic principle, deterministic chaos, self-organization


Полный текст>>

Дизайн и программирование
N-Studio беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы и стихи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок
© 2006-2024
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА УрО РАН