Мифологема «Свое-чужое» в архаической мирорефлексии (опыт философской интерпретации)
УДК 13
Верховский И.А. Мифологема «Свое-чужое» в архаической мирорефлексии (опыт философской интерпретации) // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. Т. 14. Вып. 3. С. 58-69.
В статье рассмотрена архетипическая мифологема «свое-чужое» как феномен архаической мирорефлексии, проанализированы представления о метафизически-своем и метафизически-чужом пространстве как экзистенциально-феноменологических топиках архаического мышления с использованием мифологических материалов обских угров. Так, «своим», метафизически освоенным являлось в архаике пространство (то, что простирается, рождает простор), непосредственно окружающее сакральный Центр Мира того или иного архаического коллектива – тотемный столб, культовое сооружение и т.д. И это пространство воспринималось буквально как «территория Неба на Земле», освященная деятельностью и «потусторонней защитой» духов-предков и культурных героев. Соответственно, при удалении от этого Центра пространство теряло, «размывало» свои сакральные характеристики, переходя в собственную противоположность – пространство «чужое», инфернально-античеловеческое. Кроме того, рассмотрены архаические формы смыслополагания миру. Автор отмечает аналогию между осознанием «другого» как средоточия онтологической инфернальности в архаике и современной западной философской традиции. Если в восприятии человека традиционного общества чужой, другой есть «абсолютно иное», персонификация неведомых, враждебных сил Хаоса-Инферно, то едва ли случайно в ХХ в. получает философское обоснование тезис одного из творцов экзистенциализма Ж.П. Сартра: «Другие – это ад». Методологически текст построен как опыт историко-философского исследования генезиса мифологемы «свое-чужое» с позиции проблемного подхода в истории философии.
Abstract: The article considers the archetypal myth of «own-alien» as a phenomenon of archaic thinking. Based on the mythological materials of Ob Ugric peoples, the author analyzes visions on metaphysically own and metaphysically another space as existential-phenomenological topics of archaic thinking Thus, the «own» and metaphysically assimilated is the archaic space, which immediately surrounds the sacred Center of the World of the particular archaic group – the totem pole, religious construction, etc. Such space is literally perceived as the «territory of Heaven on Earth», which is consecrated by activities and «other-world protection» of spirit-ancestors and cultural heroes. Accordingly, being distant from the Center, the space loses and «washes out» its sacral characteristics, being turned into its own opposition – the «alien» and infernal space. In addition, the article considers archaic forms of consciousness. The author points out the analogy of the awareness of the «other» as an aggregate of ontological infernality in the archaic thinking and the modern Western philosophical tradition. If in the perception of the member of the traditional society the other is «totally different» as the personification of the unknown hostile forces of Chaos-Inferno, it is almost non-accidental that in the twentieth century the thesis of one of the founders of existentialism J.-P. Sartre: «the Other is a hell», obtains philosophical ground. Meth-odologically, the text is constructed as the experience of historical-philosophical research of the genesis of the myth of «own-alien» with the emphasis on the problematic approach in the history of philosophy.
мифологическое сознание, архаическая мирорефлексия, метафизически-свое, метафизически-чужое, Хаос, онтологическая самоидентификация, философия мифа, архаический дуализм, сакральное пространство
mythological consciousness, archaic thinking, metaphysically own, metaphysically alien, Chaos, ontological self-identification, philosophy of myth, archaic dualism, sacral space