УДК 323:328.185

Мартьянов В.С.
Модернизация морально-политических и правовых регуляторов как способ противодействия коррупции // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2014.– Т. 14. Вып. 2.– С. 108-140.

Вокруг российской коррупции и ее оценок сложились устойчивые мифы оправда-ния, которые затрудняют противодействие ей, связанное с универсальными для любого общества технологическими решениями в области законодательства, культурной политики, стандартов госслужбы, механизмов гражданского участия и общественного контроля. Коррупция в любом обществе не может быть устранена полностью, пока принятие властных, управленческих решений осуществляется не искусственным разумом, озабоченным лишь общим благом, а одними людьми для других людей с их небезупречной моральной природой, наличием материальных партикулярных интересов и субъективными предпочтениями. Коррупция, как показывает мировой исторический опыт, может быть радикально сокращена двумя базовыми путями, где соблюдению жестких стандартов и общественному контролю деятельности государственных органов сопутствует последовательная либерализация, саморегуляция и стратегия расширения границ доверия в общественной, публичной жизни.
Во-первых, путем предельного сжатия «сфер неопределенности» и вариативных возможностей взаимодействия государственных и муниципальных служащих, а также врачей, учителей, правоохранителей (и иных бюджетников) с гражданами как получателями их услуг. Исключить этот коррупционный ресурс возможно путем: а) институционально организованной ротации элит по независимым от них правилам; конкуренции элит, предполагающей ее разделение на силовой и экономический блоки, с невозможностью для силовиков заниматься «бизнесом»; б) введения автоматизированных технологических стандартов и протоколов государственной и муниципальной службы, в) общей либерализации общественной жизни, сокращения объемов государственного регулирования различных сфер жизнедеятельности граждан, ведущего к прагматическому количественному сокращению любых регулирующих взаимодействий с чиновниками, в которые может вплетаться личный, коррупционный интерес; г) эффективную обратную связь государства с гражданами – широкое участие общества в механизмах контроля, институциональной и нормативной регуляции деятельности госслужащих; д) персонализированная, монетарная социальная помощь.
Во-вторых, противодействие коррупции связано с созданием общих условий, в которых коррупционное поведение становится экономически невыгодным и морально неприемлемым. Это предполагает: а) презумпцию виновности должностных лиц, наделенных обществом полномочиями и зарплатами; б) увеличение доходов госслужащих и бюджетников, рост конкуренции за занятие указанных должностей; в) постоянно подтверждаемую нетерпимость элит к любым фактам коррупционного поведения на любом уровне, включая запрет на профессию и конфискацию имущества; г) прозрачность государства и механизмов принятия решений; д) расширение радиуса доверия в обществе как последовательное нивелирования архаичных семейно-клановых моделей социальной коммуникаций в пользу модерных, ценностно-институциональных механизмов общественной интеграции.

Abstract: There have been a significant number of myths that justify corruption emerged in Russia. They complicate anti-corruption efforts connected to universal decisions in legal sphere, cultural policy, standards in state governing and public control. In any society, corruption cannot be absolutely avoided unless governing is performed by artificial sense that is anxious of public good, while human governing is spoiled by particular interests, preferences and human nature imperfections. Nevertheless, corruption can be minimized by twofold policy that combines restrictions of bureaucrats’ behavior by standards and public control with widening the borders of trust in public life.
The first includes state and municipal officers, as well as medical personnel, teachers, police officers and other state and municipal employees by reducing the spheres of uncertainty in their relations. This includes: a) adoption of technological standards and protocols in state and municipal service; b) liberalization of public life, reducing the scope of state regulation that will lead to reduction of the interface of contacts between citizens and bureaucracy that may include personal interest; c) creating effective mechanisms of feedbacks by active participation of citizens in state governance controlling; d) personified monetary social support.
The second imposes creating the conditions when corruptive behavior appears to be economically unprofitable and morally inacceptable. This means a) rising the office holders income that will enhance competition for the offices; b) intolerance of elites to any fact of corruption, including belongings confiscations and professional disqualifications; c) transparency of state decision-making; d) widening the public trust as eliminating the archaic models of social communications in favor of modern value and institutional mechanisms of social integration
Полный текст>>