Фишман Л.Г. Наш современник Сорель // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. Т. 14. Вып. 2. С. 85-95.
Статья посвящена недавно изданным в России «Размышлениям о насилии» Ж. Сореля. Выделяются те значимые интеллектуально-политические стратегии, вытекающие из «Размышлений», которым не трудно найти аналоги более поздних периодов. Показано, что Сорель фактически являлся ранним критиком «идеологического консенсуса» Новейшего времени или, в терминологии Валлерстайна, «либеральной геокультуры». Для него либеральный консенсус был олицетворением декаданса, морального и культурного упадка, который затронул всех, кто в этом консенсусе активно участвовал. Морально-идеологическое болото консенсуса вело к моральной деградации всех классов – прежде всего пролетариата и буржуазии. Сделан вывод, что из «Рассуждений» Сореля вытекали «сильная» стратегия разрушения либерального консенсуса путем социалистической революции и «слабая», но оказавшаяся гораздо более востребованной несколько десятилетий спустя стратегия «культурной революции». Показано, что в определенном смысле мы остаемся современниками Сореля, ибо продолжаем ходить по проторенным им интеллектуальным тропинкам. Интуиции Сореля, касающиеся морально-идеологической проблематики современных обществ, во многом предвосхитили наше восприятие современного мира.
Abstract: The article is devoted to «Reflections on violence» by J. Sorel recently pub-lished in Russia. The significant intellectual and political strategies following from «Reflections», which have analogies in later periods, are allocated. The author shows that Sorel actually was the early critic of «ideological consensus» of the Latest times, or «liberal geo-culture» according to the Vallerstayn's terminology. For him, the liberal consensus was an embodiment of a decadent, moral, and cultural decline, which affected all those who actively participated in such consensus. The moral and ideological “bog” of consensus leaded to moral degradation of all classes – first of all the proletariat and the bourgeoisie. The conclusion is made that Sorel's «Reflections» were followed by the «strong» strategy of destruction of liberal consensus by socialist revolution, and «weak» (but much more demanded several decades later) strategy of «cultural revolution». The author proves that in a sense we remain Sorel's contemporaries because we continue to follow the intellectual footpaths blazed by him. In many respects, Sorel's intuitions concerning moral and ideological perspective of modern societies anticipate our perception of the contemporary world
Ж. Сорель, либеральный консенсус, культурная революция, мораль
J. Sorel, liberal consensus, cultural revolution, morality