УДК 329.11+329.3 Политическая идеология, политико-идеологическая идентичность, традиционализм, реакция, европейское анти-Просвещение, Испания, XVIII век.
Василенко Ю.В.
У истоков испанского традиционализма: случай падре Ф. Себальоса // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. Т. 14. Вып. 1. С. 77-92.
В статье проведен анализ политико-идеологической идентичности падре Ф. Себальоса (1732–1802) как одного из философов-схоластов, стоявших у истоков политической идеологии испанского традиционализма. Автор показывает много-составной характер политико-идеологической идентичности Себальоса, выявляет три ее составляющие: либерально-консервативную, традиционалистскую и потен-циально праворадикальную. Проанализировав интерпретации главного сочинения Себальоса «Ложная философия», автор приходит к выводу о характере его политико-идеологической идентичности как традиционалистской со склонностью к потенциально праворадикальному консерватизму. Свою аргументацию автор выстраивает на традиционалистских идейно-ценностных доминантах политиче-ского мышления Себальоса (католицизм и монархия), а также на его призывах к политическому насилию в отношении философов-просветителей. На примере Себальоса автор конструирует один из механизмов формирования праворади-кального консерватизма и правого радикализма в странах, относящихся к перифе-рийной модели развития политических идеологий в рамках евро-христианской цивилизации.
In the article, the author analyzes political and ideological identity of padre F. Zeballos (1732-1802) – one of scholastic philosophers who stays at the roots of modern Spanish traditionalist political ideology. The author demonstrates the multipartite character of Zeballos` political and ideological identity and reveals its three components: liberal-conservative, traditionalist, and, potentially, right-radical conservative. Through the interpretation of the main Zeballos` opus «The False Philosophy» the author concludes that Zeballos`s political and ideological identity is the traditionalist one, and it inclines toward potentially right-radical conservatism. The author`s arguments are based on traditionalist ideological and axiological dominants of Zeballos` political mind (Catholicism and Monarchy), and his calls for the political violation against the philosophers-enlighteners. Using the Zeballos` case, the author constructs a mechanism of the right-radical conservatism and right radicalism, which exists in European Christian countries such as Italy, Spain and Germany, as well as in Eastern European ones.
Political ideology, political and ideological identity, traditionalism, reaction, European anti-Enlightenment, Spain, XVIII century.
Полный текст>>