РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА
УДК 342.537
Казанцев М.Ф. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2013. Т. 13. Вып. 3. С. 99-110.
В статье рассмотрены два важных аспекта регионального законодательства (законодательства субъектов Российской Федерации) – тенденции его развития и уровень качества. Предложена периодизация развития регионального законодательства, в рамках которой выделены период становления (с 25 декабря 1993 г. до 1 августа 2000 г.), период стабилизации (с 1 августа 2000 г. по 2008 г.), период оптимизации регионального законодательства (начался с 2009 г. и продолжается в настоящее время). Дана характеристика указанных периодов, выявлены тенденции формирования регионального законодательства, в том числе негативные, и их причины. Определены признаки отказа от федеративных начал в правотворчестве и федерализма вообще. Сделан вывод о том, что развитие регионального законодательства должно идти в направлении оптимизации соотношения регионального законодательства с федеральным законодательством и системой муниципальных правовых актов, а также совершенствования системы регионального законодательства с точки зрения его иерархической и предметной структуры. Главным направлением развития регионального законодательства, его оптимизации должна быть систематизация регионального законодательства. Выработана система показателей (критериев) качества нормативного правового акта и законодательства в целом. Дано определение качества нормативного правового акта как совокупности его свойств (характеристик). Выявлены факторы, влияющие на уровень качества регионального законодательства, дана оценка этого уровня.
The article describes two important aspects of regional legislation (legislation of subjects of the Russian Federation): tendencies of development and level of performing. The pe-riodization of regional legislation development is offered: formative period (December 25, 1993 – August 1, 2000); period of stabilization (August 1, 2000–2008); period of optimization of regional legislation (2009 – to the present day). Characteristics of these periods are given; tendencies of establishing of regional legislation including negative ones and their reasons are defined. Indicators of rejecting the federative foundations in law making, as well as in federalism in general, are determined. The author concludes that regional legislation has to be developed on the way of optimizing the correlation between regional and federal legislation, and between the system of municipal legal acts, as well as on the way of improving the system of regional legislation and its hierarchic and objective structure. The systemization of regional legislation has to be the main direction of the development of regional legislation. The system of indicators (criteria) of the quality of regional legislation (and legislation in general) is produced. The author formulates the definition of regulatory legal act as the combination of its attributes (characteristics). The factors, which influence the level of the performing of regional legislation, are identified and estimated.
региональное законодательство (законодательство субъектов Российской Федерации), тенденции развития регионального законодательства, периодизация развития регионального законодательства, качество регионального законодательства, показатели качества нормативного правового акта и законодательства, уровень качества регионального законодательства, недостатки регионального законодательства
regional legislation (legislation of subjects of the Russian Federation), tendencies of regional legislation development, periodization of development of regional legislation, quality of regional legislation, quality indicators of regulatory legal act and legislation, level of performing of regional legislation, disadvantages of regional legislation