СОН ЗОЛОТОЙ И СОН ЖЕЛЕЗНЫЙ: ПОЛИТИКА И ЭТИКА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ УТОПИЯХ
УДК 17+32+8
Фишман Л.Г. СОН ЗОЛОТОЙ И СОН ЖЕЛЕЗНЫЙ: ПОЛИТИКА И ЭТИКА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ УТОПИЯХ // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2013. Т. 13. Вып. 3. С. 53-66.
В статье рассмотрено несколько отечественных литературных утопий, которые характеризуются преимущественно как утопии воспитания. Анализируется их политико-этическая подоплека, выделены разновидности. Показано, что в основе утопий воспитания находится мощный импульс отвращения от политики и общества потребления в пользу предоставления человеку действительно более широких возможностей в его подлинно человеческой жизни. Вместе с тем показана морально-этическая уязвимость ряда утопий воспитания. Она обусловлена попытками приложить критерии этики античной гражданской общины или героической этики к современным обществам. Несмотря на известный универсализм героической этики этот универсализм весьма ограничен. На идеологическом уровне это приводит авторов, в частности, к невозможности четко отделить свои утопии, например, от фашизма. Сделан вывод, что утопии воспитания, утопии «здорового общества» появились в «нулевые» годы потому, что в России всякая идеологизированная политика стала невозможной, но желание что-то изменить еще не угасло. Но менять представляется возможным теперь не с помощью политики, а путем катастрофического уничтожения старого мира, путем оружия, магии, технологии, воспитания и обучения
The article considers several domestic literary utopias, which are characterized primarily as utopia of education. Their political and ethical background are analyzed, varieties are highlighted. It is shown that granting the person more truly human opportunities against pow-erful impetus of aversion from politics and consumer society lies in the core of utopia of education. However, the author of the article shows moral and ethical vulnerability of a num-ber of utopias of education, which is caused by attempts to apply the criteria of antique civil community ethics (or heroic ethics) to modern societies. Despite well-known universalism of heroic ethics, it is quite limited. On the ideological level, this leads, in particular, to the author’s inability to separate clearly his (her) utopia from, for example, fascism. It is concluded that utopia of education, utopia of «healthy society» appeared in Russia in 2000th due to the fact that any ideological policy became impossible, but the desire to change something had not completely extinguished. However, now the change seems to be made not by politicians, but through catastrophic destruction of the old world, by means of weapons, magic, technology, education and training