УДК 167+172

Бряник Н.В.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– Екатеринбург, 2013.– Т. 13. Вып. 3.– С. 5-19.

В статье рассмотрена трансформация социальных характеристик неклассической науки в сравнении с социальным статусом науки классической. Показано, что практическое использование научного знания требует его технологического воплощения, и это требование относится ко всем основным подсистемам науки. Именно в неклассический период активно формируются технические науки, в которых разрабатываются способы приложения законов природы к разным сферам человеческой деятельности. Практическая реализация науки приобретает планетарные масштабы. Отличительная черта мировоззренческой функции неклассической науки связана с вытеснением спекулятивных натурфилософских построений и идей, когда представление о фундаментальных свойствах мира приобретает характер собственно научной картины мира; именно научное мировоззрение начинает активно внедряться в систему школьного образования. Происходит политизация науки. Наука приобретает черты социального института, который по сути своей требует автономии, но реально наука становится средством манипуля-ции как во внешней, так и во внутренней политике. Возможность посредством науки оказывать воздействие на судьбы всего человечества ставит перед учеными этические проблемы, связанные с ситуациями выбора между добром и злом. В первой половине ХХ в. активно образуются различные механизмы международного сотрудничества. Существенно меняется социальный статус человека науки
The article discusses the transformation of social characteristics of non-classical science in comparison with the social status of classical science. The author shows that the practical usage of scientific knowledge requires the implementation of technological form; and this applies to all major sub-systems of science. Technical sciences that invent ways of application of the laws of nature to different spheres of human activity rapidly develops exactly in non-classical period. Today, the practical usage of science is expanded to a planetary scale. Distinguishing feature of the worldview function of non-classical science is related to the displacement of speculative natural-philosophical constructions and ideas, when the representation of the fundamental properties of the world itself becomes a scientific picture of this world; and the scientific worldview begins to be introduced in the school system. Today one could observe politicization of science. Science takes on features of a social institution, which essentially requires autonomy. However, in reality modern science becomes a tool of manipulation in both foreign and domestic policy. The through science to affect the fate of all humankind opportunity makes scientists to face ethical problems arising from situations of choosing between good and evil. Various mechanisms for international cooperation quickly arose in the first half of the 20-th century. The social status of the human agent of science changes significantly
Полный текст>>