Переход к электронному правительству: отражают ли международные рейтинги национальную специфику (США, Китай и Россия)?
УДК 363.637
Дьякова Е.Г. Переход к электронному правительству: отражают ли международные рейтинги национальную специфику (США, Китай и Россия)? // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12. С. 272-284.
В статье показано, что в международных рейтингах национальная специфика процессов перехода к электронному правительству, включая особенности политического режима и национальной административной культуры, не отражается. Однако именно данные особенности определяют цели, которые ставят перед собой разработчики национальных моделей электронного правительства. Его глобальный дискурс в рамках национальных административных культур используется прагматически, для решения локальных задач, поэтому в одни и те же термины может вкладываться принципиально разный смысл. Данный тезис обосновывается путем проведенного впервые в отечественной литературе сравнительного анализа процессов перехода к электронному правительству в США, Китае и России. Процесс внедрения информационных технологий в государственное управление США проходил под лозунгами приближения его к гражданам и максимального вовлечения их в процесс принятия решений при ориентации на воспроизведение опыта, накопленного бизнес-структурами. Электронное правительство в Китае формируется для повышения эффективности работы местных органов власти путем ужесточения центрального контроля и направлено на поддержку экономического роста. Противоречивость отечественного подхода, имеющего набор внутренних и внешних целей, которые выступают как равноправные, а не иерархизированные, отражает особенности отечественной управленческой культуры.
the paper shows that international e-government development rankings do not take into account political regime and specific features of national administrative culture that define a set of core objectives of e-government transition. Global e-government discourse is used pragmatically for solving local problems, and the same terms have different meanings. This thesis is justified based on comparative analysis of e-government transition in USA, Peoples Republic of China and Russian Federation. Information technology implementation to US public administration was hold under the slogan of citizen’s empowerment, and was bossed on the experience gained in e-commerce. Chinese e-government is formed for improving the efficacy of local authorities by tightening central control, and is designed to support economic growth. Russian approach to e-government transition is contradictory, and it includes a lot of equally important goals. This is typical for domestic administrative culture
электронное правительство, рейтинг развития электронного правительства, нацио-нальная административная культура, глобальный дискурс
E-government, e-government development index, global discourse, public administration culture