«Сердечный бунт» в век Разума (к 300-летию Жана-Жака Руссо)
УДК 1(091)
Мирошников Ю.И. «Сердечный бунт» в век Разума (к 300-летию Жана-Жака Руссо) // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12. С. 7-18.
В статье сделана попытка выявить взгляды Руссо на роль чувств в менталитете человека, в его духовной деятельности. Автор показывает, что Руссо исходит из качественного различия чувств-ощущений и чувств-эмоций. Руссо считает, что эмоциональная сфера («сердце») является центром личности. Приоритет эмоционального начала в сознании человека имеет решающее значение не только в нравственном поведении, но и в художественной, религиозной, политической, правовой и даже научно-познавательной деятельности человека. Таким образом, Руссо выступает с резкой критикой рационализма философии XVII–XVIII вв. и утверждает принцип эмотивизма в форме сентиментализма
In the article, an attempt has been made to reveal Rousseau’s views on the role of feelings (emotions) in human mentality and in spiritual activity. The author shows that according to Rousseau there is qualitative difference between perception and emotions (feelings). Rousseau considers emotional sphere “(heart)” to be the centre of human personality. The priority of emotion in human perception is crucially significant not only for moral behavior, but also for artistic, religious, political, legal and even scientific and cognitive activity. Thus, Rousseau severely criticizes rationalism of XVII–XVIII century philosophy and asserts the principle of emotivism in the form of sentimentalism
разум и эмоции, предметные и ценностные свойства бытия, рационализм и эмотивизм, приоритет эмоционально-оценочного элемента в познании и самопознании, сентиментализм Руссо как форма эмотивизма
reason and emotion, objective and valuable features of being, rationalism and emotivism, priority of emotional and evaluative elements in cognition and self-knowledge, sentimentalism as form of emotivism