От господства к автономии: две эпохи прогресса в мировой социологической перспективе
УДК 316.012:321.01
Вагнер П. От господства к автономии: две эпохи прогресса в мировой социологической перспективе // Антиномии. 2022. Т. 22. Вып. 3. С. 72-95. DOI: 10.17506/26867206_2022_22_3_72.
В последние десятилетия вера в прогресс, широко распространенная в течение двух веков после Французской революции, угасла. В этой статье показано, как поставленный диагноз конца прогресса может быть использован в качестве повода для переосмысления того, что представлял собой прогресс и что он может представлять собой сегодня. Это переосмысление предполагает два важных шага. Во-первых, идея прогресса, которая была унаследована от Просвещения, реконструируется и противопоставляется тому, как реально достигался прогресс в ходе исторического развития. На этом этапе показано, что хотя предполагалось, что прогресс будет достигнут за счет автономии личности, в действительности он произошел за счет господства и сопротивления господству. Анализ непродолжительного периода возрождения прогресса, начавшегося в середине XX в., подтверждает эту мысль и фокусирует внимание на трансформации мирового устройства за последние пятьдесят лет, что определяет следующий шаг – анализ этой социально-политической трансформации как знаменующей конец (или почти конец) системы формально закрепленного господства. Современная эпоха часто характеризуется тенденциями глобализации и индивидуализации, а также – с нормативной точки зрения – все большей гегемонистской приверженностью правам человека и демократии. Однако критический анализ современной социально-политической конфигурации показывает, что конец формально закрепленного господства не означает конца истории; он предполагает выработку нового видения будущего прогресса. Прогресс более не может быть достигнут через сопротивление господству – он достигается благодаря автономным коллективным действиям и критической интерпретацией мира, в котором живет человек.
Abstract. In recent decades, the belief in progress that was widespread across the two centuries following the French Revolution has withered away. This article suggests, though, that the diagnosis of the end of progress can be used as an occasion to rethink what progress meant and what it might mean today. The proposal for rethinking proceeds in two big steps. First, the meaning of progress that was inherited from the Enlightenment is reconstructed and contrasted with the way progress actually occurred in history. In this step, it is demonstrated that progress was expected through human autonomy, but that it was actually brought about by domination and resistance to domination. A look at the short revival of progress after the middle of the twentieth century will confirm this insight and direct the attention to the transformation of the world over the past half century, on which the second step focuses. This socio-political transformation is analyzed as spelling (almost) the end of formal domination. The current era has often been characterized by the tendencies towards globalization and individualization as well as, normatively, by the increasingly hegemonic commitment to human rights and democracy. A critical analysis of the current socio-political constellation, however, shows that the end of formal domination does not mean the end of history; it rather requires the elaboration of a new understanding of possible progress. Progress can no longer predominantly be achieved through resistance to domination, but rather through autonomous collective action and through the critical interpretation of the world one finds oneself in.
современность, прогресс, автономия, господство, сопротивление
modernity; progress; autonomy; domination; resistance