У нас все еще есть мечта. Призыв к разумно дерзкой науке
УДК 304
де Мунк М., Гилен П. У нас все еще есть мечта. Призыв к разумно дерзкой науке // Антиномии. 2022. Т. 22. Вып. 3. С. 9-25. DOI: 10.17506/26867206_2022_22_3_9.
В наши дни в исследованиях в области гуманитарных и социальных наук преобладают аналитические, объективистские методы, которые выносят чувственное понимание мира за рамки формального научного подхода. Эта тенденция лишает проект модерна как познание мира гуманистического измерения. Кроме того, выбор в пользу личного продвижения по карьерной лестнице, который совершает исследователь в соответствии с современным научным идеалом отчуждения от мира, также препятствует воплощению общей мечты о прогрессе. Вместе с тем в статье утверждается, что эстетическое мышление и грезы о лучшем будущем являются важными элементами первоначального проекта модерна, о чем свидетельствуют труды философов раннего Нового времени – Декарта и Бэкона. В этой статье мы хотим переоценить понимание чувственного восприятия (греч. aesthesis) и определить его как неотъемлемую часть познания, а также воззвать в унисон с Ф. Ницше к «разумно дерзкой» науке.
Abstract. Today, academic research in the human and social sciences is dominated by analytical, objectivistic methods that push an aesthetic understanding and interpretation of the world beyond the ranks of science. This not only deprives the modern project of a humanistic kind of knowledge. The individualistic career model that is sanctified by the contemporary scientific ideal of detachment also thwarts the collective modern dream of progress. However, this article argues that aesthetic thinking and dreaming of a better future are substantial parts of the original modern project, as we see in the early modern thinking of Descartes and Bacon. This article wants to revalue aesthesis as an essential part of knowledge and pleas, in line with Nietzsche, for a sensibly audacious science.
разумно дерзкая наука, чувственное восприятие, экспериментальное знание, наука модерна, Рене Декарт, Фрэнсис Бэкон, Фридрих Ницше
Sensibly Audacious Science, Aesthesis, Experimental Knowledge, Modern Science, René Descartes, Francis Bacon, Friedrich Nietzsche