Скоробогацкая Н.А., Скоробогацкий В.В. Советское: историко-культурный контекст феномена // Антиномии. 2020. Т. 20. Вып. 2. С. 33-74. DOI: 10.24411/2686-7206-2020-10202.
В статье рассматривается историко-культурный контекст феномена советского. При невиданной частоте употребления термина «советское» обозначаемый им феномен остается «белым пятном» для социальной науки. Авторы исходят из предположения, что возможность его теоретического исследования обусловливается не столько выбором методологического инструментария (это дело немаловажное, но все же производное), сколько изменением ракурса, в котором мы ставим этот феномен перед собой в качестве предмета исследования. Речь идет не об изменениях точки зрения или подхода, не о сдвигах мировоззренческого или методологического плана, но о выходе в область метаметодологии, где причудливо сочетаются различные факторы – культурные, исторические, институциональные, политические, этические и пр. Параллельно этому ориентация исследования смещается от познаваемого объекта в сторону познавательных возможностей субъекта, переносится с «что?» на «как?». Эта область, или инфраструктура теоретического исследования, представляет собой совокупность теоретических и социальных априори, неявным образом направляющих работу мышления, его ход и способ интерпретации полученных данных. По итогам исследования историко-культурного контекста феномена советского мы пришли к следующим выводам. Советское представляет собой особый тип культуры, сопрягающий в себе измерения локальности и всемирности и по мере роста трансформирующийся в проект мировой цивилизации. Рождение советского рассматривается как один из возможных путей модернизации общества. Условия осуществления данного пути сложились в ходе исторического перелома, связанного с движением от «традиции» к «модерну», и в специфическом сочетании разнородных культурных пластов в пространстве российского города периода первой индустриализации. Советское – бытие потестарности, атрибутивно присущей общинной матрице. Стремление к власти как сверхценности составляет энтелехию советского. Становление советского завершается возникновением культурного кода, обусловливающего воспроизводство советского независимо от экономических, социальных и политических условий, и массовым распространением революционно-диалектического дискурса. Архитектор советского – Сталин. Но в мире ставшего советского Сталин не историческое лицо, не способ властвования, а базовый миф, который продолжает определять границы и пути трансформации российского общества даже в XXI в. Новизна предлагаемой концепции советского связана с обоснованием ведущей роли культурных факторов его формирования и развития по сравнению с экономическими, социальными и политическими
Abstract. The article deals with the historical and cultural context of the Soviet phenomenon. With the unprecedented frequency of the use of the term “the Sovietˮ, the phenomenon designated by it remains a “white spotˮ for social science. The author proceeds from the assumption that the possibility of its theoretical study is due not so much to the choice of methodological tools (this is an important matter, but still a derivative), but to a change in the perspective in which we put this phenomenon in front of us as a subject of study. We do not talk about changes in point of view or approach, not about changes in worldview or methodological plan, but about entering the field of meta-methodology, where various factors are intricately combined – cultural, historical, institutional, political, ethical, etc. At the same time, the focus of the study is shifted from the cognizable object to the cognitive capabilities of the subject, transferred from “what?” to “how?”. This area or infrastructure of theoretical research is a set of theoretical and social apriori, implicitly directing the way of thinking, its course and the way of interpreting the results. In the course of the study of the historical and cultural context of the Soviet phenomenon, the following results are obtained: The Soviet is presented as a special type of culture that combines the dimensions of locality and worldliness and as the Soviet continue to grow it degenerates into a project of world civilization. The birth of the Soviet is considered as one of the possible outcomes of modernization, the conditions of which prevailed during the historical turning point from “traditionˮ to “modernityˮ, and the specific combination of heterogeneous cultural strata in the space of Russian City during the industrialization. The Soviet is the existence of potestarity, an attribute inherent in the community matrix. The pursuit of power as a super-value constitutes the entelechy of the Soviet. The development of the Soviet culminates in the emergence of the cultural code, which determines the reproduction of the Soviet regardless of economic, social and political conditions, and the mass dissemination of revolutionary dialectical discourse. The architect of the Soviet is Stalin. Nevertheless, in the world of the Soviet Stalin is not a historical person, not a way of ruling, but a basic myth that defined and defines the boundaries and ways of transformation of the Russian society, even in the XXI century. The novelty of the proposed concept of the Soviet is associated with the justification of the leading role of cultural factors of its constitution and development in comparison with economic, social and political ones
советское как тип культуры, общинная матрица, революционно-диалектический дискурс, антикапиталистическая установка, власть как энтелехия советского, культурный код советского, корпоративное начало в жизни общества и государства
Soviet as a type of culture; communal matrix; revolutionary dialectical discourse; anti-capitalist attitude; power as entelechy of the Soviet; cultural code of the Soviet; corporate beginning in life of society and state