Дискурсивное конструирование национальной идентичности в новогодних телевизионных обращениях Президента к гражданам России
УДК 81.27
Кожемякин Е.А. Дискурсивное конструирование национальной идентичности в новогодних телевизионных обращениях Президента к гражданам России // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2018. № 3-4 (32-33). С. 25-37. DOI: 10.17506/dipi.2018.32.3.2537.
Новогоднее телеобращение Президента относится к жанру политического дискурса, в котором происходит конструирование национальной идентичности. На лексическом уровне обращений Президента национальная идентичность представлена преимущественно категорией граждане России, которая репрезентируется в номинациях мы, люди, граждане, народ. С помощью корпусного дискурс-анализа была определена частота использования и языковые контексты этих номинаций. Номинация мы является наиболее частотной в новогодних телеобращениях и конструируется в субъектных, агентивных, интегративных характеристиках. Номинация люди моделируетсяв социально-экономических и социально-психологических категориях; номинация граждане становится предметом социально-экономической и политической категоризации; номинация народ относится адресантом к политическим и историческим категориям. Таким образом, национальная идентичность россиян моделируется преимущественно в социально-экономических и политических категориях.
The Presidential New Year televised address is a genre of political discourse where the national identity is discursively constructed. On the lexical stage, the national identity is modeled in Presidential messages predominately by the category citizens of Russia represented by nominations we, people, citizens, nationhood. By means of corpus discourse analysis, we defined the frequency of usage and linguistic contexts of these nominations. The nomination we is the most frequent in TV addresses and is constructed in subjective, agentive and integrative terms. The nomination people is modeled in socio-economic and socio-psychological categories; the nomination citizens is under the socio-economic and political categorization; and the nomination nationhood refers to political and historical categories. Thus, the national identity of Russiansis generally modeled in socio-economic and political categories.
дискурсивное конструирование, национальная идентичность, новогоднее телеобращение, политический дискурс
discursive construction, national identity, New Year televised address, political discourse.