От радости к дисциплине: физическая культура в советском игровом кино 1920–1930-х гг.
УДК 316.75+791.43-2
Кочухова Е.С. От радости к дисциплине: физическая культура в советском игровом кино 1920–1930-х гг. // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 3. С. 81-99. DOI: 10.17506/18179568_2023_20_3_81.
В статье выявляются особенности репрезентации повседневных любительских спортивных практик в советском игровом кино 1920–1930-х гг. Визуальная репрезентации спорта в массовой культуре данного периода исследована недостаточно, однако именно демонстрация спортивного тела являлась и средством продвижения зарождавшейся системы физкультуры, и наглядной составляющей конструируемого в культуре образа «нового человека». Автором с опорой на исследования по антропологии советского, выполненные в русле визуального поворота, показано, что игровое кино выступает значимым источником для изучения складывавшихся образов физкультурных практик. Описаны принципы создания выборки киноисточников. Исследована имплементация в кинообразы целей советской системы физкультуры, содержащихся в официальном дискурсе, а также использование образа спортсмена для иллюстрации идеи «нового человека». Для этого рассмотрены тематические эпизоды фильмов с точки зрения их места в сюжете, строения кадра, пластики и эмоций героев. Методика работы с материалом восходит к системному киноанализу Г.Корте. Ключевым результатом исследования является обнаружение трансформации репрезентации физической культуры в фильмах исследуемого периода. Делается вывод, что в 1920-е гг. она представлена как источник приятных эмоций, как досуг, не требующий специальной подготовки, в 1930-е гг. – как серьезное дело, систематически объединяющее людей. В 1920-е она выглядит как случайно выхваченная взглядом часть повседневной жизни, в 1930-е – как хорошо выстроенное зрелище. Этот визуальный сдвиг отражает существовавшую тенденцию к массовизации спорта и формированию нового типа его потребления.
The article reveals the peculiarities of the representation of everyday amateur sports practices in Soviet feature films of the 1920s and 1930s. The visual representation of sports in the mass culture of this period has not been studied enough, but it was the display of the athletic body that served both as a means of promoting the emerging physical culture system and as a visual component in the image of the “new man” being constructed in culture. Based on anthropological research on the Soviet era, conducted within the framework of the visual turn, it is argued that feature cinema serves as a significant source for studying the emerging images of physical culture practices. The principles of creating a selection of films are described. The analysis focuses on movie imagery to investigate how the goals of the Soviet physical culture system, articulated in official discourse, were portrayed, and how the image of the athlete was utilized to exemplify
the idea of the “new man”. For this purpose, thematic episodes from films are analyzed in terms of their place in the plot, framing structure, physicality, and emotions of the characters. When working with materials, the author relies on the systematic film analysis by Helmut Korte. The key outcome of the study is the discovery of the transformation of physical culture representation in the films of the examined period. While in the 1920s physical culture was portrayed as a source of pleasant emotions, as leisure that did not require special preparation, in the 1930s, it was presented as a serious matter, consistently
bringing people together. In the 1920s, sports practices appeared on the screen as a randomly captured glimpse of everyday life, while in the 1930s, they were already presented as a well-constructed spectacle. This visual shift reflects the trend towards the massification of sports and the formation of a new type of sports consumption.
визуальные исследования, культурная политика, советский спорт, физическая культура, советское кино
visual studies, cultural policy, Soviet sport, physical culture, Soviet cinema