Не новая: образы женщин в советском игровом кино 1920-х гг.
УДК 316.75+791.43-2
Воробьева М.В., Кочухова Е.С. Не новая: образы женщин в советском игровом кино 1920-х гг. // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 3. С. 61-80. DOI: 10.17506/18179568_2023_20_3_61.
Концепция «новой женщины» выступает объектом возрастающего интереса со стороны исследователей советского и рассматривается в качестве одного из ключевых элементов социально-антропологического проекта «нового человека». Учеными изучается сама концепция, а также ее репрезентация в плакатах, публицистике, литературе и т.д. Цель статьи – определить, в каком качестве образ «новой женщины» был востребован в кино 1920-х гг. Авторами характеризуются ключевые составляющие политики по решению «женского вопроса» и особенности киноиндустрии исследуемого периода. Проводится обзор главных и второстепенных героинь 14 художественных фильмов (в выборке представлено кино о городской жизни в СССР, снятое студиями русскоязычных республик). Полученные в ходе исследования результаты позволяют заключить, что ни одна из киногероинь не вобрала в себя все ключевые черты «новой женщины», однако представлена череда женских образов, где новизна явлена разными гранями. В статье выстраивается символическая иерархия свойств «новой женщины». Экономическая самостоятельность является необходимым, но недостаточным условием эмансипации. Эта характеристика должна дополняться психологической независимостью и демонстрацией готовности менять свою жизнь и, что важно, жизнь других, подключаясь к общественной работе. Следование либеральной половой морали, оторванность от семьи – черты «новой женщины», которые являются для героинь возможными, но не обязательными. Делается вывод, что среди проанализированных героинь преобладают «не новые» образы. Определяются возможные причины, почему образ «новой женщины» не был превалирующим в художественном кино 1920-х гг.
In current Soviet studies, the concept of the “new woman” is considered to be one of the key elements of the “new man” socio-anthropological project. This concept is studied, as well as its representation in posters, journalism, literature, etc. The purpose of the article is to determine in what capacity the image of the “new woman” was in demand in the cinema of the 1920s. The key components of the policy to address the “women’s issue” and the features of the film industry of the studied period are described. The main and secondary heroines of 14 feature films are analyzed (the sample includes films on urban life in the USSR, shot by studios of Russian-speaking republics). The results obtained allow us to conclude that none of the female movie characters embraced all the key features of the “new woman”, but a series of their images reveals the novelty manifested in various forms. The symbolic hierarchy of properties of the “new woman” is described. Economic independence is a necessary but insufficient condition for emancipation. This characteristic should be complemented by psychological independence and a demonstration of willingness to change one’s life and, importantly, the lives of others by joining social
work. Adherence to liberal sexual morality and separation from the family are the features of the “new woman”, which are possible for the heroines, but not mandatory. It is concluded that “not new” female images dominate among the analyzed characters. The authors identify possible reasons why the image of the “new woman” was not prevalent in the Soviet cinema art of the 1920s.
визуальные исследования, антропология советского, советское кино 1920-х гг., «новая женщина», советская женщина
visual studies, anthropology of the Soviet, Soviet cinema of the 1920s, “the new woman”, Soviet woman