Обойдемся без миссии. Почему постсоветская номенклатура не может выработать национальную идеологию?
УДК 323.3+37.035.4
Фишман Л.Г. Обойдемся без миссии. Почему постсоветская номенклатура не может выработать национальную идеологию? // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 2. С. 52-67. DOI: 10.17506/18179568_2023_20_2_52.
В статье рассматривается вопрос, почему в России на протяжении последних лет так и не сложилось ни национальной идеологии, ни хотя бы ясной в плане общезначимых ценностей идейной определенности исторической субъектности, несмотря на имеющиеся для этого предпосылки внутреннего и внешнего характера. Обосновано, что обретение исторической субъектности в первую очередь зависит от природы правящих классов. Показано, что современный российский правящий класс, сочетая черты бюрократии, буржуазии и советской номенклатуры, в силу своего происхождения изначально ориентирован на подражание заимствованным извне канонам и эталонам в самых разных областях общественной жизни, культуры, технологий и т.д. Творчество в сфере идеологии для него, как и для большинства национальных правящих классов эпохи Модерна, является скорее исключением, чем правилом. Этому способствует и объективное качественное сближение правящих элит всего мира, вызванное процессами модернизации и глобализации. Также, в силу доминирования в советском и постсоветском обществе этики добродетели, правящему классу и гражданскому обществу более понятен язык ценностей, чем идеологии. Поэтому для нынешнего поколения российской правящей элиты не стоит вопрос о выдвижении какой-то принципиальной альтернативы западным идеологемам. Его бунт против глобального порядка в идейном плане не менее вторичен, чем цветные революции. В этих условиях для российского правящего класса естественна выжидательная позиция, пока новый мировой порядок, в который можно вписаться, не сложится естественным образом.
The article addresses the question of why despite the existing internal and external prerequisites, Russia has not developed in recent years a national ideology, nor at least a clear ideological certainty in historical agency in terms of universally valid values. The author argues that first and foremost the acquisition of historical agency depends on the nature of the ruling classes. It is shown that the modern Russian ruling class,
combining features of bureaucracy, bourgeoisie, and the Soviet nomenclature, by virtue of its origin, is initially focused on imitating imported canons and standards in various areas of public life, culture, technology, etc. Creativity in the field of ideology for it, just as for the majority of national ruling classes of the modern era, is the exception rather than the rule. This is also facilitated by the objective qualitative convergence of the ruling elites around the world, caused by the processes of modernization and globalization. Also, due to the dominance of virtue ethics in Soviet and post-Soviet society, the ruling class and civil society understand the language of values more clearly than ideology. Therefore, for the current generation of the Russian ruling elite, there is no need to put forward any fundamental alternative to Western ideologemes. Its rebellion against the global order is ideologically no less secondary than the color revolutions. In these circumstances, a wait-and-see attitude isreasonable for the Russian ruling class until the new world order suitable to fit in evolves naturally.