Педагогические идеалы и школьные практики: идеи Э. Дюркгейма для воспитания гражданина в современной России
УДК 32:303.01
Головашина О.В. Педагогические идеалы и школьные практики: идеи Э. Дюркгейма для воспитания гражданина в современной России // Философское осмысление историографических и перспективных задач современного публичного права : сб. науч. трудов по итогам Первой Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию С.С. Алексеева (Екатеринбург, 14 ноября 2024 г.) / гл. ред. В.Н. Руденко; УрО РАН, ИФиП УрО РАН, ИГП РАН. Екатеринбург: ИФиП УрО РАН, 2024. С. 194-210.
Автор, рассматривая противоречие между образовательными идеологиями с одной стороны и способами, при помощи которых распространяются и реализуются идеи теоретиков в реальных учебных практиках, – с другой, предлагает обратиться для его разрешения к идеям Э. Дюркгейма. В первой части статьи автор останавливается на важных для рассматриваемой темы положениях социологии французского теоретика. К числу таких автор относит обоснование Дюркгеймом автономности социального и его детерминирующей силы, проявляющейся в коллективных представлениях, конституирующих, в свою очередь, общество, а также разработку способов формирования социальной солидарности. Школа, как и религия в первобытных обществах, является одним из институтов социализации. Для успешности воспитания гражданина, по мнению Дюркгейма, нужно обратить внимание на такие аспекты, как: 1) трансляция коллективных представлений через информацию о прошлом и опыте предыдущих поколений; 2) формирование уважения к законной власти и её моральному авторитету; 3) воспитание школьников в поле общих ценностей. Подчеркивая, что образовательная система может являться следствием конфликта различных групп и их педагогических идеалов, Дюркгейм особое внимание уделяет роли государства, которое должно стоять над конфликтами и учитывать социальную морфологию. Для воспитания гражданина в России необходимо строить соответствующие программы с учетом коллективных представлений населения, задействовать общие чувства и идеи, способствовать соотнесению с группой идентичности отдельного ученика; государство должно заботиться не о реализации идеала какой-либо группы, а о разработке реальных практик, которые соответствуют коллективным эмоциям и представлениям, существующим в обществе. Конфликта между педагогическими идеалами и практиками их реализации не будет, если и те, и другие будут опираться на коллективные представления.
The author, considering the contradiction between educational ideologies, on the one hand, and the ways in which the theorists’ ideas are disseminated and implemented in real educational practices, on the other, suggests turning to the ideas of E. Durkheim for its resolution. In the first part of the article, the author dwells on the important provisions of the French theorist’s sociology for the topic under consideration. Among these, the author includes Durkheim’s justification of the autonomy of the social and its determining force, manifested in collective representations that constitute, in turn, society, and the development of methods for forming social solidarity. School, like religion in primitive societies, is one of the institutions of socialization. For the successful education of a citizen, according to Durkheim, it is necessary to pay attention to the following aspects: 1) transmission of collective representations through information about the past and experience of previous generations; 2) formation of respect for the legitimate authority and its moral authority; 3) education of schoolchildren in the field of common values. Stressing that the educational system can be a consequence of the conflict of different groups and their pedagogical ideals, Durkheim pays special attention to the role of the state, which must stand above conflicts and take into account social morphology. In order to educate a citizen in Russia, it is necessary to build appropriate programs taking into account the collective ideas of the population, to involve common feelings and ideas, and the student must be taught to correlate his identity with the group; the state should not be concerned with the implementation of the ideal of any group, but with the development of those real practices that correspond to the collective emotions and ideas that exist in society. There will be no conflict between pedagogical ideals and the practices of their implementation if both are based on collective ideas.
*Исследование выполнено за счет гранта Минобрнауки России в форме субсидий из федерального бюджета на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (соглашение от 12 июля 2024 г. № 075-15-2024-639).
Дюркгейм, коллективные представления, социология образования, воспитание гражданина, образование в России, школьные практики
Durkheim, collective representations, sociology of education, education of citizens, education in Russia, school practices