Часть I.
1. Философия науки.

1. Проблема взаимосвязи философии и науки и основные концепции её решения.
2. Наука как предмет прикладных исследований. Становление общего науковедения в ХХ в.
3. Философия науки, её объект, предмет, структура, научная и образовательная роль.
4. Культура, цивилизация и наука. Культурная и цивилизационная роль науки. Сциентизм и антисциентизм.
5. Специфика науки как вида культуры. Наука и другие виды культуры.
6. Культурно-исторический контекст развития науки. Культурно-исторические типы научной рациональности.
7. Наука как деятельность.
8. Наука как социальный институт.
9. Коммуникативные аспекты науки.
10. Проблема сознания и его природы: основные философские подходы. Свойства сознания.
11. Личность учёного. Научная деятельность как вид творчества.
12. Различные виды знания. Специфика научного знания и его критерии.
13. Основные классы научного знания и их дисциплинарная организация. Фундаментальные и прикладные научные дисциплины.
14. Уровни научного познания и соответствующие им формы знания.
15. Развитие философских категорий и их познавательная роль.
16. Онтологические категории в истории философии и науки. Понятия, выражающие идею единства мира: универсум, бытие, реальность, материя, субстанция.
17. Структурные свойства бытия и понятия, их выражающие: вещь, тело, свойство, отношение, часть, целое, система, элемент, структура, иерархия.
18. Функционально-динамические свойства бытия и понятия, их выражающие: движение, превращение, развитие, прогресс, регресс.
19. Гносеология, её история, основные проблемы и понятия.
20. Гносеология о знании: основные аспекты анализа.
21. Проблема истины и её критериев.
22. Методология, её становление, развитие и роль в научном познании.
23. Логика Аристотеля как исторически первая форма методологии научного познания.
24. Общетеоретические и эмпирические методы научного познания.
25. Проблема соотношения и приоритета эмпирического и теоретического научного познания.
26. Философия и лингвистика о сущности языка.
27. Язык и сознание. Функции языка.
28. Коммуникативный аспект языка. Язык науки.
29. Аксиология как философская дисциплина. Аксиологические идеи в истории философии и науки.
30. Основные проблемы аксиологии.
31. Ценностные аспекты научного знания и познавательной деятельности.

2. История науки

1. Истоки и начало науки как философская проблема.
2. Философские школы и научные программы архаической Греции: Пифагор.
3. Философские школы и научные программы эпохи классической Греции: Демокрит, Сократ, Аристотель.
4. Социально-исторические условия формирования средневековой европейской культуры.
5. Основные характеристики средневекового мировоззрения и философии. Схоластика как философская традиция европейского Средневековья.
6. Университеты – прообраз европейской науки. Средневековая натурфилософия как этап в научном познании.
7. Общая характеристика эпохи Возрождения. Основные черты ее мировоззрения.
8. Формирование научной картины мира в эпоху Возрождения: Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей.
9. Реформация и контрреформация как заключительные этапы Возрождения: Э.Роттердамский, М.Лютер.
10. Основные черты натурфилософского периода в развитии науки.
11. Социально-исторические и культурно-идеологические условия формирования науки Нового времени.
12. Природа и основные стратегии её познания в новоевропейской науке. Формирование экспериментально-математического естествознания в XVII-XVIII вв.
13. Основные черты классической научной картины мира.
14. Роль Аристотеля в зарождении философии науки в Античности.
15. Ф.Бэкон как философ науки эпохи становления классического естествознания XVII в.
16. Философия науки И.Канта.
17. Социально-исторические, философско-мировоззренческие и научные предпосылки кризиса классической науки.
18. Кризис понятий классического естествознания: развитие идей электромагнетизма, статистической физики и теории относительности.
19. Роль квантовой механики в формировании неклассической науки.
20. Основные черты неклассической научной картины мира.
21. Формирование «большой науки» в ХХ в. Понятие НТР.
22. Становление кибернетики и различные варианты трактовки её предмета и функций.
23. Информация как важнейшее понятие науки ХХ века.
24. Формирование синергетики и её основных понятий.
25. Особенности постнеклассической научной картины мира.
26. Кризис классической философии и факторы формирования основных направлений философской мысли XIX – XX вв.
27. Философия жизни и неокантианство о специфике социально-гуманитарных наук.
28. Становление и основные этапы развития позитивизма как «философии науки».
29. Философия науки марксизма.


Философские проблемы социально-гуманитарных наук

1. Предмет, функции и основные проблемы социальной философии.
2. Общество как философская проблема. Основные концепции общества.
3. Прогресс как социально-философская проблема.
4. Отчуждение как социально-философская проблема.
5. Философская антропология и её место в ряду других дисциплин о человеке.
6. Концепции человека в истории философии.
7. Философская интерпретация проблемы смерти и бессмертия человека. Человек в поисках смысла жизни.
8. Предмет, методология, структура экономической науки.
9. Развитие экономических идей и этапы становления экономической науки.
10. Проблема соотношения планового и рыночного механизмов в экономической теории и практике.
11. Понятие, предмет и проблемы философии истории.
12. Становление исторического сознания общества. Философия истории как теория исторического процесса и теория исторического познания.
13. Становление отраслей европейского права и науки о праве.
14. Возникновение философии права в контексте развития юридической науки.
15. Естественное и позитивное право как основные направления в философии права. Историческая школа юристов.
16. Философия права с позиций юриста и философа.